Искусство Византии

Ответить
Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 5233
07 апр 2017, 21:38

Re: Искусство Византии

#219456

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:32

Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны в VI веке восковыми красками — это древнейшие иконы в мире.


Христос Пантократор из Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке.[1]:236 Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии.[2] В образе, более реалистичном и индивидуальном, чем поздневизантийская иконопись, «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью».[3]. При этом образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций[4]. Характерной чертой фаюмской портретной школы является и заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса[5]. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся[6]. Впоследствии эта двойственность толковалась в контексте церковных и общественных дискуссий того времени, проблематики двойственной богочеловеческой природы Иисуса Христа.[7]. Такое асимметричное изображение лика Христа в дальнейшем стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов[6].

Использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды»[7]. На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. В последующем развитии иконографии Спаса их заменили буквы, составляющие греческое слово ὁ ὤν - Сущий.[7].

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу[7].

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:

В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы
Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 5233
07 апр 2017, 21:38

#219464

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:42

https://yandex.ru/images/search?text=%D ... age&lr=195
Икона апостола Петра — энкаустическая икона начала VI века, хранящаяся в собрании монастыря Святой Екатерины. Одно из древнейших иконописных изображений апостола Петра.

Икона была написана в начале VI века в Константинополе. Иконография близка к образу Христа Пантократора, созданному в середине того же века. Отмечают, что она похожа на «портрет реального человека с индивидуальным умным лицом и полным внимания взглядом».
Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 5233
07 апр 2017, 21:38

#219468

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:46

Да, кто не в курсе
Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — [искусство] выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
на сегодняшний день в иконописи практически не применяется.
связанно это с тем, что воск быстро застывает. и уже ничего не исправишь. То бишь нужно иметь глаз - ватерпас и очень твердую хорошо поставленную руку, чтобы работать в такой технике.
Аватара пользователя Russia
Лесли
Ришелье
Сообщения: 5233
07 апр 2017, 21:38

#219473

Сообщение Лесли » 11 апр 2018, 13:48

На седня лекция окончена.
сделаем перерыв, продолжим завтра если будем живы.
Да, если у аудитории есть вопросы, бурундук готов ответить.
Lajma
Соучастник
Сообщения: 4055
22 май 2017, 19:48

#219478

Сообщение Lajma » 11 апр 2018, 13:51

Молодец, мне понравилось. Падение Константинополя тоже относится к живописи, жаль картины нельзя постить.
Ответить